Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

«Городской информационно-методический центр «Семья»

Приоритетные направления деятельности центра:

- обобщение накопленного опыта работы городских учреждений социальной сферы

- работа с персоналом государственных учреждений социального обслуживания: повышение квалификации работников и подготовка их к прохождению профессиональной аттестации

Вы находитесь здесь:


Рыськина Виктория Львовна

Должность: преподаватель

 

Преподаваемая дисциплина: «Реабилитация, социальная и образовательная инклюзия людей с нарушениями в развитии», «Социализация детей с поведенческими нарушениями», «Супервизия  как профилактика профессионального выгорания (практикум)»

 

Образование: высшее

 

Направления подготовки и (или) специальности: коррекционная педагогика, социальная работа,  раннее вмешательство, работа с людьми с нарушениями в развитии, практическая психология, семейная системная психотерапия, супервизия в социальной работе

 

Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка: переподготовка в области семейной системной психотерапии, повышение квалификации в области психологии и психотерапии

 

Опыт работы по специальности:  преподавательская деятельность в  РГПУ им. Герцена, Московский психолого-педагогический институт (институт проблем инклюзивного образования), ЧОУ ДПО «СПб Институт раннего вмешательства», ЧОУ ДПО «Социальная школа Каритас»; институт практической психологии «Иматон», ЧОУ ДПО «Учебный центр Прогресс»; Московская школа социальных и экономических наук (российско-британская магистратура   «Лидерство в дошкольном образовании»).

 

 Член международного общества по раннему вмешательству (ISEI) , член международного общества по альтернативной коммуникации (ISACC), член межрегиональной ассоциации психологов-практиков «Просто вместе».  

 

Профессиональные интересы:

- нормализация и реабилитация жизни инвалидов и детей-инвалидов;

- ранняя коммуникация, альтернативная коммуникация, ранняя социализация;

- адаптация мигрантов и детей-мигрантов;

- инклюзивное образование, поликультурное образование;  

- профессиональное эмоциональное выгорание.

 

Основные публикации:

  1. Cross-Language Analysis of Phonetic Units in Language Addressed to Infants  Pathricia K. Kuhl, Jean E.Andruski, Inna A.Chistovich, Ludmilla A.Chistovich, Elena V.Kogevnikova, Victoria L.Ryskina,  Elvira I.Stolyarova, Ulla Sundberg, Francisci Lacerda SCIENCE . VOL.277 August 1997
  2. Рыскина В. Л., Столярова Э. И, Чистович И. А. Некоторые особенности материнской речи, обращенной к младенцу//сборник Речевая деятельность в норме и патологии. Материалы межотраслевой научно-метод. конференции, 11-13 ноября 1998г.,  СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 1999, с.131-134
  3. Кожевникова Е. В., Баранова Н. Ю., Балобанова В. П., Васильева Т. Ю., Гарбарук Е. С., Довбня С. В., Калмыкова И. В., Куликова С. В., Клочкова Е. В., Леушина Л. И., Морозова Т. Ю., Невская А. А., Рыскина В. Л., Чистович И. А., Шапиро Я. Н. Междисциплинарная оценка в раннем вмешательстве // Вопросы дефектологии, 1999, № 4, с. 23-26
  4. Riskina V. Le de’velopment de la communication de l’enfant atteint de trache’otomie. VI th international congress of the International Society of Applied Psycholinguistics, 28 June – 1 Jule, 2000, university of Caen, France.
  5. Рыскина В. Л. Балобанова В. П., Довбня С. В., Специалист по ранней коммуникации службы раннего вмешательства – задачи, методы и подходы к помощи// Сб. Материалов научно-практических конференций 2000-2001 гг. «Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей».  СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 33-35
  6. Рыскина В. Л. Клочкова Е. В., Овсепян А. А., Поздноговорящие дети – норма или отклонение? // Сб. Материалов научно-практических конференций 2000-2001 гг. «Проблема комплексного подхода в диагностике и коррекции нарушений речи у детей».  СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 144-147
  7. Клочкова Е. В., Рыскина В. Л. Оценка и выбор стратегии вмешательства при комплексных нарушениях у детей с церебральным параличом. // Сб. материалов научно-практ. конференции «Медико-психолого-педагогическая реабилитация лиц с комплексными нарушениями». СПб, 2001. С. 24-31
  8. Осиев А., Рыскина В. Групповые модели работы с родителями. // Материалы Конгресса по детской психиатрии, Москва, 25-28 сентября 2001 г.  Москва: РОСИНЭКС, 2001. С. 82-83
  9. Рыскина В. Л., Цейтлин С. Н. К вопросу оценки коммуникации в раннем возрасте. Сб. «Актуальные проблемы логопатологии: исследование и коррекция». СПб,: 2001.
  10. Рыскина В., Чистович И. Взаимодействие матери и ребенка раннего возраста и речевое развитие // сб. Теоретико–методологические аспекты инновационных процессов коррекционного образования. Материалы Всероссийской научно–практической конференции, СПб ,2002. с.54–57 
  11. Рыскина В. Л. Обучение детей раннего возраста в естественной коммуникативной среде. // Наука о дошкольном детстве – традиции и современность: Материалы межд. конф..-М., 2000. с. 137-138 
  12. Е.В. Клочкова, В.Л. Рыскина Интердисциплинарная программа помощи детям с церебральным параличом: оценка и выбор стратегии вмешательства // сб. Особый ребенок, вып.5 
  13. Ryskina V. Communicative intentions and the means by which they are expressed in
  14. normally developing children and in children with motor disabilities // IASCL – SRCLD 2002, University of Wisconsin–Madison, USA , p.114
  15. Рыскина В.Л. Интеграция – поиск альтернатив//  журнал "Дошкольная педагогика", № 2, 2002  стр. 32–35
  16. A. Pastorova, V. Ryskina "Early intervention strategy in working with families (A case study.)" // Congress of Educational Therapy, Lillihamer, Norway, 2002 
  17. Рыскина В.Л. Коммуникативные интенции и средства их выражения у нормально развивающихся детей и детей с  двигательными нарушениями // сборник "Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство" СПб РГПУ им. Герцена,  2003
  18. Рыскина В.Л., Ключи от Зеленого дома // От Зеленого дома к Зеленому острову. – СПб., 2002
  19. Klochkova E., Ryskina V. An Interdisciplinary Program of Intervention for children with cerebral palsy: assessment, decision-making, intervention and evaluation of treatment. Poster presentation, 5th International Congress on Cerebral Palsy, Bled, Slovenia, 7-10 June 2001
  20. Рыскина В.Л. Помощь детям с церебральным параличом в образовательных учреждениях города // сборник тезисов научно–практической конференции  «Использование методов дополнительной коммуникации в работе с детьми с нарушениями развития», октябрь  2003
  21. Рыскина В.Л., Иванова В.Ю. Изучение готовности педагогического сообщества  к процессу детей с нарушениями в развитии // Улучшение качества жизни  инвалидов: доступность, эффективность, новые подходы - тезисы  докладов, представленных на международную конференцию 21-22 сентября 2006 
  22. В.Л. Рыскина, Пасторова А.Ю. Особенности работы с семьей в междисциплинарной команде службы раннего вмешательства. Анализ одного случая // Нет необучаемых детей. Книга о раннем вмешательстве. - Издательство КАРО, 2006., с.245-270   
  23. Рыскина В.Л., Искра Н.Н. Модель ЗД Франсуазы Дольто как терапевтическая среда социально-психологической поддержки семей с детьми раннего возраста на примере С-Петербургского ЗО. // Материалы 4 международного конгресса "Молодое поколение 21 века: актуальные проблемы социально-психического здоровья". Под ред. А.А. Северного, Ю.Ф. Шевченко. Киров 22-24 сентября, 2009 г., с. 147-148
  24. Рыскина В.Л. Зеленый остров в океане профессиональных сомнений и социальных перемен // От Зеленого острова к Зеленому дому. Продолжение истории. - СПб, Институт раннего вмешательства, 2009
  25. Рыскина В.Л. Социально-языковая адаптация иммигрантов в Петербурге в социально-психологической службе. - Центр "Детство", М, 2010
  26. Рыскина В.Л. Коммуникативные интенции и средства их выражения нормально развивающихся детей и детей с двигательными нарушениями раннего возраста, Материалы  конференции логопедов системы МЗ РФ «Актуальные вопросы логопатологии», 10-11 февраля 2009 года, Санкт-Петербург.
  27.  А.В.Овчинников, В.Л.Рыскина . Специфика общения с двуязычными детьми,
    имеющими особенности речевого развития //, Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Февраль 2011,  CПб., 2011 г http://www.emissia.org/offline/2011/1522.htm
  28. Вершинина Е. А., Елисеева М. Б., Лаврова Т. С., Рыскина В. Л., Цейтлин С. Н. Некоторые нормативы речевого развития детей от 8 до 18 месяцев, Специальное образование: традиции и инновации: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — 320 с.
  29. Рыскина В.Л. «К вопросу о социально-языковой адаптации иммигрантов»   3-я Всероссийская научно-практическая конференция «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития» -  «Миры культур и культура мира» 11-12 марта 2011, Москва, МГППУ
  30. Родина Н.М., Рыскина В.Л., Общение взрослого с ребенком: правила взаимодействия,  Специальное образование: традиции и инновации: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011
  31. Рыскина В. Л., Серебрякова Л. Д. Система альтернативной коммуникации и применение GoTalk в работе с детьми с нарушениями развития как одного из вспомогательных технических средств ААС. Образовательные технологии в коррекционном процессе: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. – 263 с. с. 214 – 218
  32. В.Л. Рыскина Инклюзивное образование – новые возможности применения образовательных технологий,  в сб. «Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья»  под  редакцией   И.Г. Лужецкой, Д.А. Кузьмина, О.Ю. Шилиной; ГБОУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр» Московского района Санкт-Петербурга.- СПб: ГБОУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района СПб, 2013.
  33. В.Л. Рыскина Инклюзивное образование как основа социальной инклюзии детей с особыми потребностями Технологии социальных услуг в сфере сервиса : сборник научных трудов / под общ. ред. проф. С. А. Овчаренко, доц. Л. Ф. Джуринской. –СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. – 153 с. 101-104
  34. В.Л. Рыскина С.Н.Цейтлин Развитие знаковой коммуникации у детей с ограниченными возможностями использования вербальной речи, в сб. Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии, Сборник статей международной научно-практической конференции,  СПб, 2014
  35. В.Л. Рыскина, Л.Д.Серебрякова Применение коммуникатора ГОУ ТОК в работе с детьми с нарушениями в развитии,   в сб. Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии, Сборник статей международной научно-практической конференции,  СПб, 2014
  36. В.Л. Рыскина, редактирование сборника «Альтернативная и дополнительная коммуникация как основа для развития, реабилитации и обучения людей с нарушениями в развитии», СПб, 2014
  37. В.Л. Рыскина Е.В.Самсонова,  "Технологии инклюзивного образования" в журнале "Профессиональное образование. Столица", 11-2013
  38. В.Л. Рыскина Социально-языковая адаптация детей-мигрантов в социальной службе,  тезисы в сборнике "Инкультурация мигрантов: проблемы и перспективы, СПб, 2013
  39. В.Л. Рыскина Методические материалы для работы с мигрантами, в сб. Научно-методический сборник «Социальное обслуживание семей и детей» Практика работы с семьями, имеющими в своем составе иностранных граждан: опыт учреждений социального обслуживания населения Санкт-петербурга Вып. 3 с.110-183
  40. В.Л. Рыскина Лингвистический микроанализ диалога взрослого и ребенка как способ оценки прагматического аспекта развития коммуникации с целью ее оптимизации в сб. Санкт-Петербургская школа онтолингвистики, к юбилею проф.С.Н.Цейтлин, Санкт-Петербург, РГПУ им.Герцена, 2013
  41. В.Л. Рыскина Проблемы ранней коммуникации и формат поддержки в открытой среде семей с детьми раннего возраста, имеющими расстройства аутистического спектра    Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Выпуск 8   . 2014 год
  42. В.Л. Рыскина.  в соавторстве с Антоник Г.Б., Бровцына Ю.Ю.,  Голенко Е.Н., Лагунова М.Н., Старчикова Е.В.Роль лидерства и командной работы в создании условий жизни в детском доме для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сб. Социализация детей в социально опасном положении,  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Опыт учреждений социального обслуживания Научно-методический сборник «Социальное обслуживание семей и детей», выпуск 7,  с.84 – 92, СПб 2016
  43. В.Л. Рыскина. Теория нормализации и другие концептуально правовые основы курсов повышения квалификации для специалистов, работающих с детьми и взрослыми с инвалидностью стр. 36 – 47 в сб. Нормализация жизни и социальное сопровождение детей и взрослых с нарушениями в развитии. Научно-методический сборник «Социальное обслуживание семей и детей», Выпуск 6  СПб, 2015
  44. Нормализация жизни и социальное сопровождение детей и взрослых с нарушениями в развитии Научно-методический сборник «Социальное обслуживание семей и детей», Выпуск 6  СПб, 2015, редактирование
  45. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные  нарушения и расстройства аутистического спектра, редактирование Скифия, 2016 
  46. В.Л. Рыскина Взгляд на ААС через призму МКФ: на примере одного случая. В сб.  Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные  нарушения и расстройства аутистического спектра, Спб,   Скифия, 2016 
  47. Елисеева М. Б., Вершинина Е. А., Рыскина В. Л. Макартуровский опросник: русская версия. Оценка речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста. Нормы развития. Образцы анализа. Комментарии. – Иваново: ЛИСТОС, 2016.  – 76 с